Есть мнение

Разбитое стекло, грязный обрывок флага и надпись «Нлтай». Определен победитель конкурса логотипов к Шукшинским дням

Алтайские СМИ со ссылкой на официальный сайт Алтайского края радостно сообщают о подведении итогов краевого конкурса на звание лучшего логотипа к 90-летию со дня рождения Василия Шукшина и приводит примеры представленных работ, остерегаясь дать художественную оценку этих произведений. ТОЛК сделает это самостоятельно, ведь исключительно независимые СМИ, не получающие государственного финансирования, такие как ресурсы «Сибирской медиагруппы» и некоторые единичные независимые проекты сегодня еще способны давать объективные оценки происходящему.

На конкурс по разработке логотипа Всероссийского фестиваля «Шукшинские дни на Алтае» поступило более 100 заявок от жителей разных регионов России, а также стран ближнего зарубежья. «Нас очень порадовал такой большой интерес к конкурсу. Свои варианты логотипа прислали школьники, студенты, профессиональные дизайнеры, а также те, кто просто любит творчество Василия Шукшина.

Японский флаг и Шукшинские дни

Вот пример одной из работ. Мы видим японский флаг (вероятно, на психике автора сказалось обсуждение проблемы Курил зимой 2018-19 годов). На фоне флага летят птицы, вероятно, здесь имеется отсылка к популярной советской татуировке «Привет ворам» — птицам на фоне восходящего солнца. И это вполне обосновано, ведь герой одного из самых известных фильмов Василия Шукшина — это уголовник, вставший на путь перековки.

Привет ворам — логотип, легший в основу одного из логотипов Шукшинского кинофестиваля

Сами птицы в логотипе заменены с чаек на стервятников, однако автор сохранил характерный цвет краев крыльев, чтобы не потерять сходство. Посконный шрифт надписи «Шукшинские дни» должен напомнить шрифты советских кинофильмов, тяжелая надпись «На Алтае» указать на то, что все-таки логотип создается для современной России.

География участников очень широка: Москва и Санкт-Петербург, Чувашская Республика, Хакасия, Республика Саха (Якутия), Мурманск, Волгодонск, Рыбинск, Ярославская область, Горно-Алтайск, Новосибирск, Алматы (Казахстан), Баку (Азербайджан), города и районы Алтайского края. К сожалению, многие участники, незнакомые со спецификой фестиваля, в своих работах отразили только одно направление «Шукшинских дней на Алтае» — кинематографическое или литературное», — рассказали организаторы.

Пожалуй, здесь они не совсем правы. Многие участники явно указали на то, что Шукшин совершенно непонятен ни им, ни современному зрителю и читателю. Он, когда-то бывший зеркалом, отражавшим трагедию деревенского маргинала, переселенного индустриализацией в город, сегодня становится разбитым зеркалом, неспособным отразить реальность. Особенно удачно эта мысль выражена в следующем логотипе.

Шукшин как разбитое зеркало эпохи

Особенно удачна в логотипе точка, символизирующая то ли солнце, то ли луну. Ее расположение превращает фигуру из осколков в бирку — ценник, который вешается на товары. Автор логотипа подчеркивает, что «Шукшин — разбитое зеркало» — это сегодня лишь товар. Мало кто читает Шукшина, еще меньше людей понимают его, но многие пытаются им торговать. По мнению редакции ТОЛК, представленный логотип является лучшим из всех, но победил, к сожалению, не он.

Как сообщает официальный сайт Алтайского края, по итогам голосования победителем признан вариант эмблемы алтайского дизайнера Юлии Раменской. По словам автора, логотип символизирует широту проведения фестиваля и гостеприимство жителей Алтая.

На логотипе мы видим опять же японское солнце (все-таки тема Курил повлияла на мироощущение автора), а также деревенский домик с традиционной деревянной рамой. Перед домиком тянется то ли полоска картофельного поля, то ли просто поле. Искажения пространства указывают на то, что участок неровный, что требует значительных усилий для его обработки. Забор высотой до крыши дома — это традиционный символ гостеприимства не ко всем (вспомните рублевские 4-метровые заборы — они указывают на то, что хозяева гостеприимны, но не для каждого, а только для своих; так и здесь забор указывает, что не всякому дано приблизиться к сути шукшинского праздника, но те).

Цвет логотипа оранжевый, но с примесью красного. Это напоминает о том, что когда-то Алтай входил в «красный пояс». Плашка, на которой расположена надпись была бы более уместна, если бы логотип разрабатывался для сорта колбас. Такие плашки очень удобно использовать для размещения названий. Надпись «Всероссийский фестиваль» расположена в том месте, где обычно указывают что-то типа «Знак качества», «Сделано в соответствии с ГОСТ» и т.п. Таким образом, надпись создает дополнительное ощущение принадлежности логотипа к чему-то высокосортному.

Японское солнце на логотипе колбасы

Впрочем, сама плашка несет несколько слоев авторской мысли. Так, она напоминает бабочку дешевого конферансье, призванного объявлять номера в варьете. Автор намекает на то, что шукшинский фестиваль в основном сегодня стал именно таким варьете.

Именно это многообразие и глубина смыслов — Япония, красная деревня, тяжкий труд, качественность продукта, любовь к колбасам, пустота и выхолощенность внутреннего содержания фестиваля и доступность Шукшина лишь избранным — оказалось созвучно самоощущению жюри, присудившего победу логотипу, полагают эксперты ТОЛК.

Домик в деревне — логотип, возможно, вдохновивший автора

По официально озвученной для СМИ версии, логотип также указывает, что Василий Шукшин родом из алтайской деревни.

Директор Всероссийского мемориального музея-заповедника Василия Шукшина Лидия Чуднова подчеркнула, что эмблема Юлии Раменской простая, лаконичная, но очень теплая, уютная и гостеприимная, как сами Сростки. В региональном отделении Союза художников России отмечают, что в своей работе Юлия Раменская смогла деликатно уйти от уже привычных стереотипных решений. «Ее графический знак современен, и в то же время мы видим базовые, корневые для Шукшина ценности: малая родина, волнистые мягкие линии сростинского пейзажа, такие знакомые и родные ситцевые орнаменты — все пропитано национальной культурой.

Сама надпись «Шукшинские дни на Алтае» приветливо распахнулась навстречу гостям фестиваля», — подчеркнул член Союза художников России, руководитель краевой организации «Союз художников России» Дмитрий Петренко.

Также членам жюри понравились следующие логотипы. Шукшин на фоне гор — монументальный гигант, встающий из зеленого предгорья.

Не смогли члены жюри не отметить и традиционную символику следующей работы. Чем-то знакомым и близким повеяло от обрывка украинского флага (тона поменяли, сделав синий погрязнее, а желтый превратив в грязно-зеленый), на фоне которого печально сидит Шукшин — образ мировой печали в связи с событиями, происходящими в славянской земле. Что же, автору надо отдать должное: он верно уловил ту скорбь, которая сегодня лежит в душах русских и украинцев, наблюдающих дальнейшее разобщение некогда единой страны и единого народа. На фоне обрывка флага, напоминающего горы, зеленые зубы пилы и белая (светлая, святая) фигура Шукшина — образ совести народной, к которой не подойти ни с одной из сторон, так как мешает пила, одновременно являющаяся забором. Логотип удачно отражает тему закрытости Шукшина от масс. Кажется, что он близок, но официоз огородил Шукшина таким забором, что лучше бы он был запрещенным писателем, глядишь, его бы читали больше. Единственное, что портит логотип, это надпись «Нлтай», появившаяся из-за плохой проработки шрифтовых и цветовых решений.

«Нлтай» вместо «Алтай» — новое название для региона.

В Министерстве культуры Алтайского края отмечают, что комиссия приняла решение поощрить еще пятерых участников конкурса (Ольгу Войтову, Елену Гуц, Оксану Кириченко, Татьяну Шадрину и Светлану Щербинину) за интересные дизайнерские решения.

Фото: официальный сайт Алтайского края

Поделиться: